Арафат: мольбы людские

Центральный обряд хаджа – ритуальное предстояние в 9-й день месяца зуль-хиджа в долине Арафат (его определяют термином «вукуф»). Мы выезжали ранним утром из долины Мина после утреннего намаза в эту действительно небольшую соседнюю долину. Автобус за автобусом подъезжали к центральной площадке, где шла посадка сотен и сотен людей. Никакой давки, недоразумений не было. Все понимали важность начинающегося дня.

Головой понимаешь, что движешься по земле, которая была определена Всевышним как земля пророков, земля важнейших событий в истории единобожия.

 Головой понимаешь, что вот – случилось, произошло, и ты сама становишься частичкой молитвенного стояния, которое начато здесь отцами веры. Здесь молился Пророк Мухаммад (мир ему и благословение).

 Понимаешь, какое количество людей связало уже и свяжет впредь свои самые желанные цели с этим местом. И всё же не уходит некое впечатление мистичности происходящего. Ближе к 9 часам утра рассеялась дымка над окружающими скалистыми горами. Нам предложили занять палатки, сооружённые заранее. В старину паломники молились, отдыхали, спали на земле прямо под открытым небом. Для них укрытием служили зелёные кроны остролиственных деревьев, название которых мне пока никто на месте так и не подсказал.

Палатки в день Арафата в этом году просто необходимы. Температура к полудню поднялась до плюс 38–40 градусов по Цельсию. Раздачу воды здесь заменили на раздачу свежего рубленого льда. Его засыпают в большие термосы, он подтаивает и можно набирать свежайшую воду. В моей огромной палатке примерно 40 паломниц. Достаточно свободно, чтобы расстелить молитвенный коврик, положить рядом книги с текстами молитв, вещи.

Справа и напротив – большие палатки для наших мужчин-паломников. В городке минимум хождений. День великой молитвы всех, кто пришёл в это место ради Всевышнего, начался.

Раздаются мавлиды из палаток других групп. Им на смену – выступления алимов. Всё это поддерживает тонус молитвенного настроя.
Заходят в палатки и женщины, просящие садака. В основном это африканки с маленькими детьми. Угощаем их сладостями, кто желает – даёт денежные купюры. Видела несколько раз, как паломники дают садака рабочим, которые обслуживают город. Просто чтобы выразить благодарность за труд простых людей под палящим солнцем. Думаю, очень по-мусульмански ценить труд любого человека.
Алимам в хадже приходится постоянно быть наготове, давать разъяснения по самым неожиданным вопросам. Я и сама вынуждена обращаться время от времени к нашему руководителю группы, который в хадже третий раз. Сегодня стараюсь его не теребить. Благо, к нашим услугам сим-карты местного телефонного провайдера «Mobily».

В такой день, в таком месте не подойдёшь по-простому к человеку, не попросишь оторваться от молитвы, чтобы он или она рассказали что-либо интересное о своём хадже, о своей жизни. Разве что сама ситуация сложится так, что люди посчитают должным что-то сказать.
Азан к полуденному намазу. Мне предложили выполнить его под тентом, который экспромтом натянули между тремя большими деревьями и палаткой. Встаю на намаз с совершенно незнакомыми сёстрами. После молитвы они начали делать зикр, очень эмоционально, до слёз. Ещё одна женщина поразила тем, с какой любовью она написала стихотворение об именах Аллаха. Слушаем, беседуем, снова молимся. Взгляд на часы: не верится, что палящий день так быстро проходит.

Что бы нам ни было уготовлено в будущем, уважаемые сёстры и братья, хаджи 1433 года по Хиджре, я буду вас любить и помнить!
Молитвенное бдение, пост, состояние физической чистоты, искренность в общении и максимальная доброжелательность ко всем, кто рядом и далеко, – мы хотели такого состояния. Через несколько часов – стояние в Муздалифе.

Людмила Мишина,

долина Арафат,

хадж 1433 года по Хиджре