Закрыть
8 (800) 700-37-368 (800) 700-37-36
пн - сб 09 00 - 17 00      перерыв 12 00 - 13 00
РусскийРусскийarrow

Бадр


ПЕРВАЯ БИТВА С НЕВЕРНЫМИ В ИСТОРИИ ИСЛАМА БИТВА ПРИ БАДРЕ

Эта битва стала первой серьёзной битвой между мусульманами и курайшитами. Поводом для неё послужило то, что посланник Аллаха (с.а.в) не прекращал следить за передвижениями ушедшего в Сирию каравана, который был упущен мусульманами во время похода на Зу-ль-аширу. Для наблюдения за этим караваном в Сирию были отправлены два человека, которые поспешили вернуться в Медину, увидев, что караван возвращается обратно, чтобы сообщить об этом Мухаммаду (с.а.в). Узнав об этом, он стал побуждать мусульман выступить в поход, однако не настаивал на этом. В результате принять участие в походе вызвалось триста тринадцать человек (по другим сведениям, их было триста четырнадцать или триста семнадцать): восемьдесят два мухаджира (по другим сведениям, их было восемьдесят три или восемьдесят шесть человек), шестьдесят один аусит и сто семьдесят хазраджитов. Однако они не смогли подготовиться к походу должным образом, и поэтому в отряде было только два коня и семьдесят верблюдов.

Белое знамя отряда посланник Аллаха (с.а.в) вручил Мусабу ибн Умайру. Кроме того, у мухаждиров был свой флаг, который нёс али ибн абу Талиб, а у ансаров – свой, и его нёс Сад ибн Муаз. Вместо себя в Медине посланник Аллаха (с.а.в) оставил абу Умм Мактума, а потом заменил его на Абу лубабу ибн абд аль-Мунзира.

В назначенный день посланник Аллаха (с.а.в) выступил из Медины по направлению к Бадру – месту, расположенному в ста пятидесяти пяти километрах к юго-западу от Медины и со всех сторон окружённому высокими горами, в которых есть только три прохода, ведущих к Бадру с севера, юга и с востока. жители Медины добирались до Бадра через северный проход, в то же время служивший и главной дорогой для торговых караванов, которые следовали из Сирии в Мекку. 

Поскольку в этих местах были жилища людей, колодцы и пальмы, торговые караваны останавливались у Бадра на привал, оставаясь там на несколько часов или несколько дней. Для мусульман не составило бы никакого труда запереть караван курайшитов по достижении им этого места и принудить его к сдаче в плен, однако для успеха подобной операции было абсолютно необходимо сохранить в тайне от людей, идущих с этим караваном, факт выхода отряда мусульман из Медины, чтобы внезапно напасть на них. Для этого посланник Аллаха (с.а.в) сначала двинулся в путь совсем в другом направлении и только потом свернул к Бадру.

В караване курайшитов было около тысячи верблюдов, груженных товарами на сумму не менее чем в пятьдесят тысяч динаров, возглавлял же его абу Суфьян, с которым находилось всег лишь около сорока человек. Абу Суфьян проявлял крайнюю осторожность и осмотрительность, распрашивая о дейдействиях мусульман каждого встречного, благодаря чему, в конце концов, ему удалось узнать о том, что их отряд выступил из Медины. В это время караван курайшитов находился на довольно значительном расстоянии от Бадра, и абу Суфьян принял решение свернуть с обычного пути и добраться до Мекки дорогой, идущей вдоль берега моря. Кроме того он нанял человека, поручив ему как можно скорее известить мекканцев о выступлении мусульман, и, этот гонец добрался до Мекки, курайшиты быстро подготовились к походу и вышли из города. Из числа знатных мекканцев в городе остался один лишь абу Лахаб, а из всех курайшитских родов в походе не принял участия только род бану ади, зато курайшитам удалось привлечь к участию в нем преставителей многих других племен.

Когда войско курайшитов достигло Джухфы, они получили послание абу Суфьяна, в котором он извещал их о том, что ему удалось избежать опасности, и предлагал им вернуться в Мекку. Многие участники похода стали собираться в обратный путь, однако абу Джахль из гордости и высокомерия отверг это предложение, в результате чего назад вернулись только люди из рода бану Зухра в коли- честве трёхсот человек, которым посоветовал сделать это глава рода аль-ахнас ибн Шариф ас-Сакифи. После этого в отряде курайшитов осталось около тысячи человек, которые продолжили свой путь, но решили не входить в Бадр, а остановиться на открытом пространстве поблизости от окружавших Бадр гор. 

Что же касается посланника Аллаха (с.а.в), то, узнав о возвращении части мекканцев во время марша, он созвал мусульман на совет, во время которого хорошо высказался Абу Бакр (р.а), что-то хорошее сказал Умар (р.а), а после них со своего места поднялся аль-Микдад, сказавший следующее: «О Посланник Аллаха (с.а.в), клянемся Аллахом, что не станем мы говорить того, что сказали Мусе сыны Исраила, сказавшие: «Иди и сражайся вместе со своим Господом, а мы будем сидеть здесь!» (сура «Маидат», аят 24), нет, мы будем сражаться справа и слева от тебя, впереди и позади тебя!», и лицо посланника Аллаха (с.а.в), услышавшего эти слова, засияло от радости. А затем посланник Аллаха (с.а.в) сказал: «Дайте мне совет, о мусульмане!» Тогда со своего места поднялся глава ансаров Сад ибн Муаз, который сказал: «Ты как будто предлагаешь нам что-то, о посланник Аллаха (с.а.в)! Клянусь Тем, кто послал тебя с истиной, если бы ты вошёл в море, то и мы пошли бы вслед за тобой, и не отстал бы от тебя ни один! Мы не имеем ничего против того, чтобы завтра ты повёл нас на врага, ведь мы привыкли к войне и никогда не дрогнем, и, может быть, Аллах даст тебе увидеть в нас то, что порадует тебя! Веди же нас с благословения Аллаха!» И среди прочего он также сказал: «клянусь Тем, кто послал тебя с истиной, если бы повёл ты нас в Барк аль-Гимад (название местности в Йемене. Этими словами сподвижники выражают готовность следовать за пророком (с.а.в) хоть на край земли, то мы и тогда последовали бы за тобой!»

 Посланник Аллаха (с.а.в) был рад услышать это и сказал: «Тогда ступайте и радуйтесь, ибо Всевышний Аллах обещал мне либо то, либо другое, и я как будто воочию вижу гибель этих людей!»

После этого мусульмане продолжили свой путь к Бадру и подошли к нему в ту же ночь, что и многобожники, остановившись около северного горного прохода. На это место указал хаббаб ибн аль-Мунзир, сказавший, что следует подойти к воде раньше мекканцев, чтобы самим запастись водой, а потом засыпать колодцы и заставить врага мучиться от жажды, что и было сделано.

Заняв свои позиции, мусульмане поставили шатёр, который должен был служить для посланника Аллаха (с.а.в) командным пунктом, и выставили вокруг него охрану из молодых ансаров под командованием Сада ибн аль-Мунзира. 

После этого посланник Аллаха (с.а.в) распределил силы своего отряда и направился на поле боя, указывая рукой на то или иное место и говоря: «Здесь погибнет такой-то, а здесь – такой-то», а потом он пошёл спать, совершив перед сном намаз, и мусульмане тоже заснули, будучи уверенными в успехе. 

Ночью Аллах послал на землю дождь, и всё было так, как Сам Он сказал об этом: (смысл) «И по воле Его охватила вас дремота, принёсшая с собой уверенность, и ниспослал Он с неба воду, чтобы очистить вас ею, удалить от вас скверну Шайтана, вселить в ваши сердца мужество и укрепить этим ваши стопы» («анфал», No 11). 

На утро, в пятницу семнадцатого рамадана 2 года хиджры (624 г.) противники стали сходиться, и посланник Аллаха (с.а.в) обратился к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, вот курайшиты, которые явились сюда со своей кичливостью и гордостью, сопротивляясь Тебе и объявляя ложью слова Твоего посланника! О Аллах, окажи мне обещанную Тобой помощь и заставь их склониться!»

Потом Пророк (с.а.в) выровнял ряды своих бойцов, велев им не вступать в сражение без его приказа и сказав им: «когда они приблизятся к вам, начинайте обстреливать их из луков и стреляйте как можно чаще, но не извлекайте мечей из ножен, пока они не навалятся на вас!» а потом он вместе с Абу Бакром (р.а) вернулся к своему шатру и снова стал взывать к Аллаху Всемогущему и Великому и обращаться к Нему с мольбами, сказав среди прочего следующее: «О Аллах, если эти люди погибнут, не останется больше поклоняющихся Тебе! О Аллах, если Ты пожелаешь того, то никто больше не станет поклоняться Тебе после этого дня!» 

И Пророк Мухаммад (с.а.в) совершал намаз так горячо и самозабвенно, что с плеч его упал плащ, который Абу Бакр (р.а) снова надел на него, сказав: «Довольно, о посланник Аллаха (с.а.в), ибо ты слишком настойчив в своих обращениях к Господу твоему!», что же касается многобожников, то от них с просьбой о помощи к Аллаху обратился Абу Джахль, который сказал: «О Аллах, он порвал родственные связи с нами и пришёл к нам с тем, что нам неведомо, так заставь же его склониться! О Аллах, помоги сегодня тому из нас, кого Ты больше любишь и кто более угоден Тебе!»

ПОЕДИНКИ И СРАЖЕНИЕ

Перед началом сражения вперёд вышли трое лучших бойцов из числа многобожников – Утба ибн рабиа, его брат Шайба ибн рабиа и аль-Валид ибн Утба, которые вызвали на поединок мусульман. Сначала против них вышли трое молодых ансаров, но многобожники заявили: «Мы хотим сразиться с сыновьями нашего дяди!» Тогда на поединок с ними вышли Убайда ибн аль-харис, хамза и али, и хамза убил Шайбу, а Али аль-Валида. что же касается Убайды и Утбы, то они обменялись ударами и нанесли друг другу ранения, после чего Али и Хамза вернулись к месту схватки, убили Утбу и унесли с поля боя Убайду, у которого была отрублена нога и который скончался через четыре или пять дней на обратном пути в Медину. 

Многобожники, недовольные исходом единоборств, преисполнились гневом, бросились на ряды мусульман и обрушились на них в едином порыве, однако мусульмане твёрдо стояли на своих позициях, защищаясь и повторяя: «Один, Один!» что же касается посланника Аллаха (с.а.в), то он сначала забылся коротким сном, а потом поднял голову и сказал: «радуйся, о Абу Бакр (р.а), ибо пришла к тебе помощь Аллаха! Вот Джабраил ведёт под уздцы своего коня, и пыль клубится по сторонам, ибо Аллах сегодня послал на помощь мусульманам тысячу ангелов, следующих за Джабраилом!»

А затем посланник Аллаха (с.а.в) двинулся вперёд, повторяя слова Всевышнего Аллаха: (смысл) «разбита будет эта группа, и будут они обращены вспять!» («аль-камар», No 45); он набрал горсть мелких камешков и стал бросать их в лица многобожников со словами: «Да исказятся ваши лица!» – и не было такого многобожника, которому эти камешки не попали бы в глаза или в ноздри, и об этом Всевышний Аллах сказал так: «Не ты бросал, бросая, это Аллах бросал...» («анфаль», No 17).

После этого посланник Аллаха (с.а.в) велел мусульманам атаковать многобожников, скомандовав: «Вперёд!» – и побуждая их к бою. Мусульмане бросились в атаку, сминая ряды многобожников и рубя им головы, воодушевлённые тем, что вместе с ними сражается и сам посланник Аллаха (с.а.в). При этом им помогали ангелы, и часто многобожники не могли понять, кто же наносит им удары. В конце концов, мекканцы потерпели полное поражение и обратились в бегство, а мусульмане стали преследовать их, убив часть беглецов и захватив часть их в плен.

Во время этого сражения в образе Сураки ибн Малика на поле присутствовал Иблис, оказывавший помощь мекканцам и побуждавший их к сражению с мусульманами, однако когда он увидел сражающихся ангелов, то повернул вспять, побежал в сторону красного моря и бросился в его воды.

ГИБЕЛЬ АБУ ДЖАХЛЯ

Во время этого сражения Абу Джахля окружала большая группа людей с обнажёнными мечами и копьями, а рядом с Абд ар-рахманом ибн авфом сражались два молодых ансара. Один из них обратился к Абд ар-рахману с просьбой, стараясь говорить так, чтобы его не услышал другой: «О дядя, покажи мне абу Джахля!» Абд ар-рахман спросил: «Зачем он тебе?» Юноша ответил: «Мне рассказали, что он оскорблял посланника Аллаха (с.а.в), и поэтому я клянусь Тем, в чьей длани душа моя, что если я увижу его, то не успокоюсь до тех пор, пока не убью его!». После этого другой юноша обратился к Абд ар-рахману с такой же просьбой. Когда ряды многобожников были смяты, Абд ар-рахман увидел абу Джахля, показал его этим юношам, и они бросились к нему. Один из них ударил его мечом и отрубил ему ногу, другой же смертельно ранил его, после чего они прибежали к посланнику Аллаха (с.а.в), и каждый из них сказал ему: «Я убил абу Джахля!» Посмотрев на их мечи, он сказал: «Вы оба убили его!»

 Этими юношами были братья Муаз ибн афра и Муавваз ибн афра. Муавваз погиб в этом же бою, что же касается Муаза, то он дожил до того времени, когда халифом стал Усман (р.а.).

После завершения боя люди отправились на поиски тела абу Джахля, которого, в конце концов, нашёл абдулла ибн Масуд. Абу Джахль находился уже при последнем издыхании. Обнаружив его, Абдулла положил отрубленную ногу абу Джахля ему на шею, схватил его за бороду, отрубил ему голову, а потом принёс её посланнику Аллаха (с.а.в), который сказал: «Аллах Велик! хвала Аллаху, который выполнил своё обещание, оказал помощь своему рабу и Один нанёс поражение союзным племенам!» И добавил: «Поистине он был фараоном для своего народа!»

ДЕНЬ РАЗЛИЧЕНИЯ

Сражение при Бадре стало битвой между верой и неверием, во время которой получилось так, что люди сражались против своих отцов, сыновей и ближайших родственников. Так, например, в этом бою Умар ибн аль-хаттаб (р.а) убил своего дядю Аль-аса ибн хишама, Абу Бакр (р.а) бился с собственным сыном Абд ар-рахманом, а в ходе сражения в плен был захвачен Аббас, приходившийся дядей посланнику Аллаха (с.а.в). 

Таким образом, многие родственные связи в этот день были оборваны, а Всевышний Аллах возвысил слово веры над словами неверия и отделил истину от лжи. Именно поэтому этот день, семнадцатого Рамадана, и был назван «днём различения» 

ПОТЕРИ ОБЕИХ СТОРОН

В битве при Бадре погибло четырнадцать мусульман – шесть мухаджиров и восемь ансаров. Этих людей похоронили близ Бадра, и могилы их сохранились до сих пор. Что же касается многобожников, то они потеряли семьдесят человек убитыми и ещё семьдесят было захвачено в плен, причём большинство из них славились своей доблестью. Трупы двадцати четырёх убитых были сброшены в высохший колодец. 

После битвы посланник Аллаха (с.а.в) пробыл в Бадре ещё три дня, а перед отъездом он подошел к краю этого колодца и обратился к лежавшим там трупам, называя каждого из погибших по имени и говоря: «О такой-то, сын такого-то! Поистине, мы убедились в том, что обещанное Господом нашим – истина, а убедились ли в этом вы?!»

Умар (р.а) спросил его: «О Посланник Аллаха (САС), как же обращаешься ты к телам, в которых нет духа?!», на что Посланник Аллаха (с.а.в) ответил ему так: «Они не хуже вас слышат мои слова, только не могут ответить!»

В МЕККЕ И МЕДИНЕ УЗНАЮТ ОБ ИСХОДЕ БИТВЫ

В Мекке о результатах битвы при Бадре узнали от потерпевших поражение участников этого сражения, которые вернулись домой. Позор поражения, которое нанёс им Аллах, был столь велик, что они запретили оплакивать погибших, опасаясь того, что мусульмане будут радоваться этому. У одного из курайшитов, аль-асвада ибн аль- Мутталиба, в этом бою погибли трое сыновей, и он очень хотел громко оплакать их, но не мог сделать этого из-за запрета, а ночью он услышал голос плачущей женщины и решил, что оплакивать покойных всё же разрешили. Чтобы выяснить, так ли это, он послал к ней своего слугу, но оказалось, что эта женщина оплакивала потерянного ею верблюда. Узнав об этом, аль-асвад не удержался и сказал: как может она плакать из-за потерянного верблюда, потеряв из-за него сон?! Не плачь о верблюде, но плачь о Бадре, где удача отвернулась от нас!

Так он оплакал своих сыновей в стихах. Что же касается жителей Медины, то они узнали радостную весть от двух гонцов – Абдуллы ибн равахи, направленного пророком (с.а.в) в верхнюю часть города, и Зайда ибн харисы, направленного им в нижнюю его часть.

Между тем в отсутствие посланника Аллаха (с.а.в) иудеи принялись распускать в городе ложные слухи, но весть о победе обрадовала всех её жителей, и в городе долго раздавались возгласы «ла илагьа илла ллагь!» («Нет божества, кроме Аллаха!») и «Аллагьу акбар!» («Аллах При-велик!»), а предводители мусульман покинули Медину, чтобы встретить посланника Аллаха (с.а.в) и поздравить его.

ПОСЛАННИК АЛЛАХА (с.а.в) ВОЗВРАЩАЕТСЯ В МЕДИНУ 

Итак, получив помощь от Аллаха, посланник Аллаха (с.а.в) возвращался в Медину, захватив богатую добычу и пленных. когда он миновал ущелье ас-Сафра, были ниспосланы аяты о разделе военной добычи, и Пророк Мухаммад (с.а.в) взял себе пятую часть её, разделив остальное поровну между всеми участниками похода. 

Достигнув ас-Сафры, Посланник аллаха (с.а.в) велел казнить ан-Надра ибн аль-хариса, которого ненавидел за язвительные насмешки, и Али ибн абу Талиб отрубил ему голову, на следующий день, находясь в Ирк аз-Зубъя, Пророк (с.а.в) велел казнить также и Укбу ибн абу Муайта, который был его наиболее ярым преследователем, – его обезглавил асим ибн Сабит (по другим же сообщениям, это сделал Али).

Предводители мусульман, вышедшие навстречу посланнику Аллаха (с.а.в), встретили его у ар-рауха и провожали его до Медины, куда Пророк (с.а.в) вступил победителем, уже внушающим страх всем своим врагам. После этого многие люди приняли Ислам, а Абдулла ибн Убайй и его приспешники сделали это для вида.

995

Подписывайтесь на наш бот в Telegram!

Ежедневно вам будут приходить новости с сайта "Марва-Тур"

Найдите в поиске @marwatourbot или перейдите по ссылке и нажмите на start

Контакты